Директор: |
Время приема граждан: |
|
Вторник |
11:00-13:00 |
Четверг |
17:00-19:00 |
ПЛАН организации подготовки к ЕНТ СШ№44 г. Нур-Султан
Вид деятельности
|
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Организационно методическая деятельность |
Знакомство с инструктивно-методическим письмом. Утверждение плана подготовки к ЕНТ. Составление графика консультаций. Анализ результатов тестирования на совещании при директоре, на заседании МО. |
Информационный стенд «В помощь сдающему ЕНТ». Итоги I четверти. Совещание при директоре по организации предпрофильной подготовки, подготовки к ЕНТ. |
Подготовка материалов для проведения пробного тестирования. Анализ результатов тестирования на совещании при директоре, на заседании МО. |
Педсовет по итогам 1 полугодия. Отчет в по итогам 1 полугодия. Создание базы данных учащихся 11 классов. Издание приказов о проведениия Утверждение графика консультаций. |
Работа с учащимися |
Консультации. Работа по тренировке заполнения бланков ЕНТ. Пробное тестирование по итогам 1 четверти. |
Создание базы данных. Консультации. Работа школьного психолога. Сбор информации по выбору предмета. |
Психологическая подготовка к ЕНТ. Консультации, индивидуальные беседы. Пробное тестирование по итогам 2 четверти. |
Промежуточное тестирование. |
Работа с учителями |
Индивидуальные консультации по работе над устранением пробелов. Наличие тетрадей для дополнительных работ. Знакомство с инструкциями по подготовке к ЕНТ. |
Организация работы прикладных курсов. Подготовка к ЕНТ. Мониторинг итогов промежуточного контроля. |
Работа над устранением пробелов. Анализ усвоения стандартов образования. Подготовка к ЕНТ. |
Контроль за качеством проведения консультаций. Заседания МО. |
Работа с родителями |
Родительские собрания. Знакомство с инструкциями по подготовке к ЕНТ. |
Информация классных руководителей об итогах ЕНТв 11. |
Информация классных руководителей об итогах ЕНТ в 11. |
Информация классных руководителей об итогах ЕНТ в 11. |
Формат проведения Единого национального тестирования
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЕНТ
Сопровождение – это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешной сдачи и подготовки к экзаменам, психологической помощи учащимся в ситуациях школьного взаимодействия.
Цель психологического сопровождения:
Психологическая помощь подросткам и их родителям в период подготовки к экзаменам.
Волнение ребенка выпускного класса выражается по-разному: от истерик до демонстрации «сверхспокойствия» и показного равнодушия. Это зависит от личностных особенностей и жизненного опыта. Не менее встревоженные предстоящими испытаниями взрослые (родители, учителя) стараются помочь подростку в зависимости от наблюдаемого поведения также в «широком диапазоне»: от обвинений в бездействии и призывов больше времени уделять учебе, до заклинаний: «Ну что ты так волнуешься? Мне все равно, какую отметку ты получишь!»
Эти «традиционные» способы лишь позволяют взрослым выплеснуть свою тревогу, а подростку помогают мало, скорее наоборот. Он и сам понимает, что нужно больше заниматься, но не в силах себя заставить, и лишняя констатация факта укрепляет его неуверенность в собственных силах и мешает взяться за дело. Призывы быть спокойнее, также чаще всего достигают противоположного результата, лишь укрепляя подростка в ощущении своей «исключительной тревожности».
Так все же, как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам?
Рассмотрим вопрос о поисковой активности на конкретном примере экзаменационного стресса. У тех учеников, для которых результаты экзаменов важны и есть потребность сдать их как можно лучше, перед экзаменом возникает состояние тревоги: повышается артериальное давление, усиливается потоотделение.
Вместе с тем поведение учеников бывает разным:
Эти две формы поведения отражают степень эмоциональной напряженности. Есть дети, которые берут билет, в первый момент часто не могут понять и даже прочитать вопроса. В дальнейшем их поведение может быть различным в зависимости от уровня подготовки; если они убеждаются, что помнят материал, им удается постепенно успокоиться и ответить. Однако подлинной уверенности в себе они так и не обретают; нередко достаточно экзаменатору задать даже не очень сложный вопрос, и они теряются, сбиваются с мысли. Они уходят с экзамена выжатые как лимон, с единственным желанием отоспаться (независимо от того, как они спали в ночь перед экзаменом). Если же вопросы (или 1 из них) кажутся учащемуся незнакомыми, то тут нередко наступает полная катастрофа – они внезапно обнаруживают, что забыли даже то, что знали.
Напротив, те ученики, которые мобилизуются перед экзаменом, даже столкнувшись с трудными вопросами, проявляют изобретательность и находчивость, у них внезапно всплывают в памяти знания, о которых они даже не подозревали. Убедившись, что ему хотят поставить оценку ниже той, на которую он претендует, такой ученик обязательно попросит задать ему дополнительные вопросы.
Методы саморегуляции в условиях стресса:
Релаксация – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.
Разумеется, она не решает всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит их воздействие на организм, и это очень важно.
Осваивать методы релаксации нужно не тогда, когда, как говорится, «жареный петух клюнет», а заранее, пока для этого нет необходимости.
УПРАЖНЕНИЯ
Правила самоорганизации внимания при подготовке к экзаменам
Правило 1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий ничто не отвлекало вас.
Правило 2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место.
Правило 3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, перестаньте думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала, составление плана предстоящей работы.
Правило 4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изучаемый материал (понимание в большой степени основывается на знании предыдущих разделов программы).
Правило 5. Если сосредоточить внимание на учебном материале мешают волнение, тревога в связи с предстоящим экзаменом, посторонние мысли, то займитесь конспектированием или чтением изучаемого материала вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, можно читать про себя.
Правило 6. Чередуйте чтение с пересказыванием, решением задач, т.к. это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Однако такая смена не должна быть слишком частой: это приводит к излишней суете, поверхностному восприятию учебного материала.
Правило 7. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое – то время «отключились», заставьте себя тотчас вернуться к тому месту, где произошло отключение. Определить его довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Обязательные возвращения не только обеспечат освоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.
Правило 8. Не забывайте о гигиене умственного труда, нормальном освещении и температуре.
Рациональные приемы запоминания
Малая мнемотехника:
1) запоминание перед сном, в состоянии расслабления, или после сна, отдыха;
2) «не в один присест» здесь большую роль играет повторение (через 2 – 3 дня);
3) чередовать восприятие и воспроизведение;
4) сенсорная (чувственная) опора – вспомогательные приемы: узелки на память, подчеркивание, ассоциировать с предметами;
5) обусловливание: ситуативное – учите в одной и той же обстановке, ритмическое – учите в одном и том же темпе, эмоциональное – музыка;
6) важен эмоциональный настрой на работу (продуктивность памяти возрастает);
7) вербализация образов (проговаривание, сравнение).
Большая мнемотехника:
1) версификация (запоминание в стихах);
2) криптографирование (перекодирование);
3) выделение логических структур (что главное, в чем суть);
4) отделение знания от незнания;
5) эстетическое (красивое) запоминается лучше;
6) дидактический прием (изучили раздел, придумали задачу).
Правила сохранения знаний:
Накануне экзамена.
Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать – этот вопрос вы знаете хорошо. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него. Приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы становитесь спокойнее и увереннее в себе.
Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями». Сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и отвечаете на все вопросы.
Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе.
Во время экзамена
Вот несколько полезных советов, как вести себя на экзамене:
Начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем немного, для вас легче.
Напишите примерный план ответа на отдельном листе бумаги. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко, ваша энергия теперь может быть направлена на ответ, на экзаменационный вопрос.
Составление небольшого плана займет минут 20 – 25. Прикрепите листок с планом к листку с экзаменационным вопросом, и экзаменатор увидит, что у вас методический склад ума.
Вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки, если почерк четкий и понятный.
Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении. Вы дадите экзаменатору понять, что смысл вопроса вам ясен.
Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки. Экзаменатор увидит, что вам есть, что сказать по каждому пункту.
Если вы ведете речь о гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их: знание дат сразу бросится в глаза экзаменатору. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
Тактика ответа:
Прочитать весь билет до конца.
Оценить, какой пункт для вас самый легкий.
Наметить последовательность решения пунктов по принципу от самого легкого к сложному.
Если задача оказалась сложнее, чем вы думали, переходите к следующей. Решив другую, можно вернуться к первой.
Следите по часам за временем, отведенным вами на каждый пункт.
Если остается лишнее время, не торопитесь вставать. На письменном экзамене потратьте время на проверку, на устном – послушайте, о чем спрашивает преподаватель – вопросы повторяются.
Шпаргалки полезны, если соблюдаются два условия:
Если вопрос стоит – «три» или «четыре» - риск слишком велик, т.к. «незасвеченными» остаются не более 30% шпаргалок.
Что должен знать учитель.
v Причины плохого усвоения знаний, неумение их применять, не всегда могут быть сведены к слабости внимания, плохой памяти и недостаткам развития интеллектуальных умений. В решении некоторых видов учебных задач проявляются природные генотипические особенности учащихся (свойства нервной системы, которые в своих сочетаниях определяют присущий человеку тип высшей нервной деятельности).
v Подросток со слабой нервной системой не способен к длительному умственному напряжению, большой объем материала утомляет его, высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания отрицательно влияет на работоспособность. Сильными сторонами подростков со слабой нервной системой являются:
v Учебная деятельность включает в себя задания, успешность выполнения которых зависит от индивидуальных различий, связанных с временными или скоростными характеристиками нервной системы: лабильностью (скоростью возникновения, смены и прекращения нервного процесса возбуждения или торможения) и подвижностью (скоростью протекания основных нервных процессов – возбуждение и торможение).
vИнертный подросток склонен тщательно, кропотливо выполнять свою работу. Результат ее выполнения в обычных условиях, где время неограниченно, будет не хуже результата, полученного подвижным школьником. Степенность и неторопливость позволяет ему: дольше выполнять однообразную и неинтересную работу, что труднее, чем качественно выполнять нечто захватывающее и увлекательное; долго сохранять активность, длительно работать в своем темпе, не смотря на то, что инертный ребенок медленно включается в деятельность; быть более усидчивым и внимательным, дольше слушать объяснения учителя; более устойчиво закреплять усвоенный материал; глубоко продумывать и тщательно организовывать различные виды деятельности.
У школьников, особенно к старшим классам, вырабатывается временной режим учебных заданий. Не ломайте этот режим в период подготовки к экзаменам (совы, жаворонки). Следите за тем, чтобы чередовались периоды труда и отдыха, полезнее всего будут прогулки по свежему воздуху.
Нужно учитывать и специфику предметов, по которым ребенку предстоит сдавать экзамены. Готовясь к устным экзаменам, целесообразно систематизировать и повторить весь изученный курс, а подготовиться за короткий период, например, к письменному экзамену по русскому языку нереально, есть смысл сосредоточиться на отдельных разделах программы.
Как правило, дети сдают не один, а несколько экзаменов подряд. Каждый из них – определенный рубеж, после которого обязательно нужен отдых независимо от результата. Успешная сдача – праздник не только для ребенка, но и для всей семьи. Не воспринимайте отличный результат, как должный и единственно возможный, порадуйтесь вместе с ребенком. Неудовлетворительный результат – это не трагедия, это опыт. Не машите обреченно руками, не вешайте ярлык «неспособный» на своего ребенка. Обсудите случившееся и учтите этот опыт в дальнейшем.
По сути, наши дети не просто сдают экзамен по учебным предметам, они учатся преодолевать трудности. Данная форма проверки знаний – это испытание характера, силы воли, умение в нужное время проявить себя, показать свои достижения в определенной области знаний, умение не растеряться, справиться с волнением – этому обязательно надо учить и учиться.
Итоговая аттестация обучающихся общего среднего образования проводится по форме:
ЕНТ участвуют выпускники:
В традиционной форме итоговую аттестацию проходят выпускники:
· не пожелавшие участвовать в ЕНТ;
· ЕНТ проводится по пяти предметам: казахскому или русскому языку (язык обучения), математике, истории Казахстана, казахскому языку в школах с русским языком обучения и русскому языкому в школах с казахским языком обучения и одному из предметов по выбору в зависимости от избранной специальности.
· Предметы по выбору выпускника, сдаваемые в форме ЕНТ: география, физика, биология, химия, всемирная история, қазақ әдебиеті (русская литература), иностранный язык.
· Для выпускников, избравших специальности, требующие специальной или творческой подготовки, предмет по выбору- произвольный.
· ЕНТ проводится с помощью тестовых заданий, разработанных на основе общеобразовательных учебных программ, их содержание не может выходить за рамки программ.
· Количество тестовых заданий по каждому предмету 25.
· Результаты оцениваются по 125-балльной системе и переводятся в оценки по пятибалльной системе для получения аттестата об общем среднем образовании.