Директор: |
Азаматтарды қабылдау күндері: |
|
Сейсенбі |
11:00-13:00 |
Бейсенбі |
17:00-19:00 |
Доклад на тему «Преподавание предметов химии и биологии на английском языке.»
«Не обучив детей английскому языку сейчас, в будущем мы не сможем осуществлять полноценную подготовку кадров. Это – требование времени», − отметил глава государства Нурсултан Назарбаев. Цель языковой политики в Казахстане — интеграция Республики в мировое сообщество и как следствие подъем науки, экономики и социально-культурной составляющей страны.
Почему необходимо изучать английский? Потому что на нем общается весь прогрессивный мир. Это язык науки и технологий. На нем ведется большая часть исследований в экономике и бизнесе. Владение английским языком открывает перед человеком большие перспективы.
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчёркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык — государственный язык, русский язык — как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику».
Современная языковая ситуация в Казахстане позволяет говорить о триединстве языков как о существенном факторе укрепления общественного согласия. Многообразие культур и языков, их равное сосуществование являются безусловным достоянием нашей страны, а проводимая языковая политика как обеспечивает соблюдение языковых прав всех этносов, так и предоставляет свободный выбор языка для общения, получения образования, реализации творческих потребностей. Позитивность развития трехъязычия для казахстанского сообщества возможна при условии единой политической, идеологической, культурной платформы. И эта платформа уже задана Президентом в разъяснении сути проекта «Триединство языков» — изучение казахского языка как государственного, русского — как языка межнационального общения и английского — как языка успешной интеграции в глобальную экономику. Создание равных условий для изучения трех обозначенных языков не означает равной сферы их функционирования, равной функциональной нагрузки и, наконец, их равного статуса. При этом акцент сделан на педагогической составляющей данного культурного проекта, которая в полной мере может быть обозначена как полиязычное образование. Вместе с тем активизация полемики вокруг языковой ситуации в Казахстане в последние несколько лет связана с полиязычием, что позволяет говорить о новых гранях языкового образования.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своих обращениях к народу неоднократно уверенно заявлял, что наша страна должна войти в число 30-ти самых конкурентно способных стран мира. Залогом успешного воплощения в жизнь этого утверждения является, прежде всего, личность человека, формирование которой начинается в школе.
Поликультурная многогранная личность – это открытый для общения человек. А открытость для общения предполагает возможность свободной коммуникации с людьми разных национальностей и языков, следовательно, поликультура немыслима без полиязычия, основы которого также должны закладываться в школе.
В этой связи видится необходимым и отвечающим требованиям времени, разумным и абсолютно логичным переход к преподаванию предметов (как отдельных, так и целых циклов) на английском языке – языке международного общения.
Рационален такой подход, прежде всего, видимо, для предметов естественного цикла (математики, физики, биологии, химии), поскольку в них используется знаковая система (математика, физика, химия) и огромное количество не имеющих специального перевода терминов на латинском языке (биология). Последнее даёт возможность учителю освоить язык в короткие сроки и на должном уровне подготовиться к столь непростому, ответственному, но необходимому в современных условиях делу.
Мне бы хотелось рассказать, как можно использовать технологию CLIL на уроках химии и биологии .Я прошла курсы обучения английскому языку, обучение применения технологии CLIL в учебном процессе.При планировании урока необходимо формулировать как предметные, так и языковые цели, соблюдая при этом критерии SMART целей. Цели должны быть конкретные, измеримы, достижимы, актуальны, ограниченные по времени.
На уроках должны присутствовать все виды речевой деятельности, хотя одним из ключевых приемов данной технологии является работа с текстом. Тексты должны содержать предтекстовые и послетекстовые задания.
Например, в 10 классе по теме «Витамины» находим аналогичный текст на английском языке в интернет ресурсах. Проверяем читабельность и доступность для восприятия с помощью он-лайн инструментов. Ключевые слова выделяем в тексте.
Применяем стратегии чтения.
True or False ( правда или ложь)
Работу с текстом возможно использовать позже. На начальном этапе изучения предмета на английском языке можно использовать следующие задания.
Задание. Вставь пропущенные слова в теме «Вещества и тела»
Substance, Body, Matter, substance (2), body (2).
_________ - это то, что существует во вселенной.
_________- это любой объект , любое живое существо.
_________- это то, из чего состоит тело.
Вода это-____________ а капля воды- это ___________.
Гвоздь это- _________, а железо – это ______________.
Правильно заполненный текст.
Matter - это то, что существует во вселенной.
Body - это любой объект, любое живое существо.
Substance - это то, из чего состоит тело.
Вода - это substance, а капля воды - это body .
Гвоздь - это body, а железо – это substance.
Используя ранее изученные химические термины и слова заполни таблицу:
Substance |
Body |
Использовать на уроке реальные предметы или картинки, например при изучении химической посуды.
Можно задать вопросы, что они могут сказать об этих предметах.
А) Используя термометр , измерьте температуру воды . Запишите результат и скажите по-английски.
B) Используйте весы , чтобы определить массу тела. Запишите результат и скажите по-английски, используя образец. Ответ:
(Физическая масса тела равна 150 грамм-The physical mass of the body is 150 grams)
Можно предложить задания обучающимся, которые направлены:
Будущее принадлежит молодежи. И каждая страна, которая думает о своем будущем, в первую очередь развивает образование. Тем более в наш стремительный век научно-технических достижений. Поэтому наша молодежь должна учиться, овладевать новыми знаниями, умело и эффективно использовать новейшие знания и технологии в повседневной жизни.
При использовании метода предметно- языкового обучения учителю необходимо осуществить отбор материалов, то есть определить их цель, пересмотреть содержание изученного материала по предмету, выбрать методы, средства и формы организации обучения, адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат. Учителя, преподающие предмет на английском языке и осуществляющие предметно- языковое обучение, должны на должном уровне владеть иностранным языком, причем особое внимание следует обращать на научность стиля речи на иностранном языке.
Прежде чем вводить методические приемы предметно - языкового обучения, учителям предметникам следует определить уровень языковой подготовки учащихся. А для этого для постановки языковых целей им необходимо будет посещать уроки английского языка в их классах и непременно обратиться за помощью и побеседовать с учителем английского языка. Только после этого можно установить степень включения иностранного языка в обучение. Такое сотрудничество учителей будет способствовать созданию благоприятной образовательной среды в классе.
Необходимо отметить что, при преподавании предмета с использованием подхода (CLIL) необходимо определение уровня языковой подготовленности учащихся. Согласно «Общеевропейской рамке владения языками» (CEFR — Common European Framework of References for Languages) необходимо, чтобы учащиеся владели вторым и третьим языками на уровне не ниже Базового пользователя (Basicuser) (А1/А2). Это означает, что учащиеся должны понимать на слух речь учителя и своих одноклассников в ситуациях повседневного общения; уметь представлять себя и других; задавать вопросы и отвечать на них; понимать короткие простые тексты, находя в них конкретную, легко предсказуемую информацию; писать простые короткие записки и сообщения.
На уроках химии и биологии по технике СLIL должны, присутствовать все виды речевой деятельности, хотя особенности подхода (CLIL) таковы, что чтение занимает большую часть учебного времени. Тем не менее, учитель может спланировать урок так, что часть материала может быть представлено в виде аудиотекста, а, используя поисковые методы обучения, возможно, прийти к пониманию материала через диалог и беседу. Аудирование можно сочетать с письмом (заполнение таблиц, построение схем, восстановление пропусков). При подборе учебного материала, необходимо подбирать разнообразные по стилю аутентичные тексты, которые отвечают возрастным особенностям и уровню языковой подготовленности учащихся. Можно также использовать аудио и видео материалы. Тексты воспринимаются лучше, если они разбиты на небольшие части и сопровождаются иллюстрациями, схемами, картами и т. д. Можно пользоваться электронными учебниками по предмету на английском языке.
На уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию по предмету. Изучение языка сразу становится более осмысленным, ведь он используется для решения конкретных задач здесь и сейчас.
Особенно хорошо то, что для уроков по методике CLIL можно использовать аутентичные материалы такие как электронные учебники.
Внедрение языка я начинаю постепенно с терминологии. Как правило, на доске в начале урока мы знакомимся с терминами, которые записываем в словари и используем в течение урока. На последующем уроке эти термины повторяются. Но в течение недели изучение большого количества слов не рекомендую, так как ребята начинают путаться, не правильно произносить и т. д. в результате не запоминаются слова.
Для наиболее интересного и продуктивного изучения тем, для расширения кругозора подбираю видео материалы связанные с темой урока. При просмотре которых закрепляются как навыки чтения, перевода, так и произношения английского языка.
В сферах образования очень распространенные тесты, ведь учитель может одновременно опросить множество учеников, узнать их мнение и т. п. Тесты, как и большинство созданных человеком вещей, помогают сэкономить время, найти быстрое решение проблемы и быстро и точно оценить знания ученика по предмету.
В тестовых материалах рекомендую вставлять терминологию на английском языке. А также использовать тонкие вопросы, что помогает учащимся на начальном уровне изучения предмета на английском языке.
Благодаря всему этому ученики видят, что английский язык это не просто очередной предмет школьной программы. Знание языка дает возможность найти разнообразную информацию практически на любую тему и даже заниматься самообразованием. Изучение английского приобретает смысл, которого не было бы, если бы ученики просто выполняли упражнения из учебника.
Развитие современных педагогических технологий, целенаправленная реализация средств информатизации в системе образования потребовали проведения исследований в области проектирования и разработки компьютерной поддержки преподавания учебных дисциплин; определения места средств информации в каждой учебной дисциплине и активных методов обучения. Современная гуманистическая концепция образования ставит перед всеми учебными дисциплинами следующие три основные цели: — Раскрыть основы науки; — Систематизировать и обобщить знания, умения и навыки; — Способствовать выявлению и развитию способностей обучающихся через реализацию первых двух установок.
Для выполнения обозначенных целей современное образование нуждается в разработке новой методологии, основанной на интегрированных процессах, в которых обьектом иссследования становятся все звенья образовательной системы и их взаимодействие с обществом и человеком. Одними из таких форм в преподаваний являются методики STEM и CLIL, где иностранный язык выступает в качестве инструмента для изучения других предметов. В данном случае язык становиться не объектом обучения, а его средством. Язык интегрирован в общеобразовательную программу, и знание языка становится средством изучения содержания предмета. Тем самым у учащихся повышается мотивация использования языка в контексте, когда они заинтересованы в теме. Изучение языка становится более целенаправленным, так как язык используется для решения конкретных коммуникативных задач.
Учитель химии и биологии – Касенова Б.Г.